Решение о запуске сырого продукта было воспринято основными пользователями традиционно скептически.
Начало
В конце 2019 года, спустя 5 месяцев с начала работ, мы запустили внутреннюю систему с дефектами в процессах, “не интуитивными” интерфейсами, и с ошибками миграции. Все эти 5 месяцев проектировался исключительно backend, который сможет эволюционировать. Риск был в том, что элегантный backend никому не виден и меня спросят – “И что вы там так долго делали, если люди говорят, что ничего не работает?”
В момент запуска было отчетливое понимание, что будет провал и не один. Что данные – словно рентгеновский снимок, выведут на поверхность все скрытые несовершенства процессов. Что будет шквал звонков и всеобщее недовольство.
“…и еще будет много комментариев, которые мы даже не можем предвидеть” – заявила я испуганной команде, без тени сомнения нажимая кнопку “Пуск”.
Fail fast
И люди говорили:
“У нас ничего не работает!”
“Вы не достаточно хорошо собрали требования!”
“Мы должны еще раз обсудить!”
Все, что мне было нужно в тот момент – доверие руководства. Потому что недовольство пользователей – временно как мартовский снег и уйдет вместе с дефектами, а жить дальше останемся с надежной масштабируемой системой.
2020
И вот начался 2020, за первый квартал основные дефекты в критических процессах были устранены, напряжение спало и машина двинулась с места. А далее – сами знаете почему – стал востребованным совершенно новый функционал. Который внедрялся быстро, и обеспечивал условия для эффективных операций в новой реальности. К концу года в системе уже было несколько миллионов транзакций! “Системой невозможно пользоваться”?
Знали ли мы о грядущих изменениях в 2019?
Нет, просто рискнули и сделали ставку на то “невидимое”, в котором были уверены – хорошо продуманную внутреннюю логику, delivery процесс и командное взаимодействие, чтобы иметь возможность выкатывать ЛЮБОЙ (а не только известный) функционал с прогрессирующим уменьшением time-to-market.
Успели бы мы, если бы побоялись выпустить сырой продукт в ноябре 2019?
Если бы мы ждали требований и слушали на бесконечных совещаниях, как пользователи друг с другом договариваются – мы были бы там до сих пор.
Зачем собираться и спорить, что сработает, если за это же время можно сделать А/В тест и посмотреть? Зачем прикидывать, что будет удобнее пользователю, если можно запустить и он сам скажет что ЕМУ удобно и в каком дизайне? Технологий и инструментов сейчас – немерено, все что нас ограничивает – страх и наши собственные контексты. Мне хотелось, чтобы система стала инструментом (!) эффективных процессов, а не просто отразила то, что есть.
Можно ли назвать это успехом?
Не тороплюсь оценивать. Время покажет. Хоть и сейчас уже кое-что видно. Коллеги возражали, что есть и лучшие практики, и UAT тестирование, и разные условия, и в банке такой трюк не сработает. И нет, я не поддерживаю необдуманность и незрелые решения, и не агитирую вкладывать деньги во все подряд, я – за практический итеративный подход, который меня еще ни разу не подводил. Особенно, когда высок уровень неизвестности, а мнения основаны на гипотезах, а не многолетнем опыте.
А для пущей убедительности всегда привожу свою любимую цитату: “Если не стыдно за первую версию продукта — вы вышли на рынок слишком поздно” (Рейд Хоффман, сооснователь Linkedin)
Поздно, потому что не узнали то, что должны были бы узнать заранее. Потому что не начали зарабатывать. Потому что есть и другие умные люди, которые приобретают бесценный опыт, пока мы гадаем.
Это тот случай, когда время играет против нас.